Антоничева Марта Юрьевна, закончила филологический факультет Саратовского госуниверситета, кандидат филологических наук, публиковалась в журналах "Континент", "Урал", "Литературная учеба", "Пролог", "Берега", принимала участие в Третьем и Пятом форумах молодых писателей России, первом форуме молодых писателей приволжского федерального округа, вошла в шорт-лист 4 Волшинского конкурса. Редактор отдела публицистики литературно-публицистического журнала "Точка Зрения: современная литература".
У всех на слуху форум молодых писателей России. Каждый год там собираются прозаики, поэты, драматурги, переводчики, критики со всех регионов России. Порой для них это мероприятие - единственная возможность быть услышанными, прочитанными, обсужденными. Многие воспринимают эту возможность как шанс «попасть в литературу». А. Бабченко в своем отзыве о последнем форуме заметил одну очень важную особенность мировосприятия, психологии пишущих в провинции авторов – «Я вдруг представил, как тяжело быть не таким, как все, в провинции, где этого не понимают совсем. Это ведь важно — осознать себя как личность, как значимую единицу».
Мало кому пока известен форум молодых писателей Приволжского Федерального Округа. Провинциальных авторов, о которых так точно выразился А. Бабченко. Большинство участников форума приезжают из разных городов России, некоторые из очень далеких. При этом некоторым авторам кажется, что если бы они жили, например, в Москве, то их писательская судьба складывалась бы гораздо успешнее. Вопрос очень спорный и, по-моему, совершенно некорректный. Но, к сожалению, такая точка зрения уже существует. Хотя начинает постепенно изживать себя.
Одной из весточек этого процесса стала организация форума молодых писателей Приволжского Федерального Округа. Следующим шагом - выход демо-версии первого номера литературного периодического издания молодых писателей "Берега". Журнал вышел в электронном формате, на cd. Нестандартный формат, как может показаться, ничем не проиграл многим бумажным периодическим изданиям.
Выпуск подобного журнала говорит о многом. Прежде всего, о появлении очередного доказательства отсутствия территориального центризма в литературе. Где бы ни жил человек и чем бы он не занимался, он может добиться успеха. Это было доказано результатами форума молодых писателей России, это попытается доказать форум молодых писателей Приволжского Федерального Округа.
Что же представляет собой проект «Берега»? Следуя логике его издателей, «Берега» - это периодическое издание, которое не боится новых имен и ориентируется прежде всего на них. Предел охвата – Приволжский Федеральный Округ. Насколько жестко это ограничение? Не сильно. Предел допуска существует во всех изданиях. В «Берегах» это рубрики «Гость на Берегах» (в демо-версии опубликованы стихи А. Нитченко, лауреата премии «Дебют» 2005 г.), «Взгляд» (в этом номере читаем любопытную информацию о курсах подготовки молодых специалистов на «Мосфильме» и знакомимся с точкой зрения на современный российский кинематограф генерального директора киноконцерна "Мосфильм" К. Шахназарова).
Номер являет собой широкое поле литературных практик – поэзия, проза, драматургия, детская литература, критика. Большинство авторов номера – участники первого форума писателей Приволжского федерального округа, который проходил в г. Саранске осенью 2006 г. Это неудивительно, ведь идея создания подобного периодического издания родилась именно там. Поле авторов действительно очень обширное, и правы составители, говоря, «молодым писателям нужен свой журнал, который не будет бояться идти на риск, предлагая новые имена, новые лица, смелый язык и свежий взгляд на реальность, который донесёт до достаточного круга читателей тексты и не даст им затеряться».
Тексты уже публиковавшихся в «толстых журналах» и получавших премии-стипендии-дебюты авторов соседствуют с произведениями практически неизвестных литераторов. Первых, конечно, меньше. Поэтическая подборка радует своей разноплановостью – лиричность поэзии А. Каримовой соседствует с жестким и ироничным мировосприятием А. Евстратова, экзистенциальной предельностью и болезненностью интонации М. Багаутдинова, суровой акмеистичностью Е. Канайкиной, истинно-русской традиционностью поэзии Р. Кошкина и многих других. Не уступает ей и проза. Глава из повести И. Богатыревой "STOP! или Движение без остановок" (части повести были представлены в номинации «малая проза» на «Дебюте»-2006), где ключевой темой является путешествие автостопом, рассказ-пьеса О. Ефремовой «Люди чрезвычайных ситуаций», очень спорный рассказ Г. Павлоида «Шахидка», получивший специальную премию «За остроту и злободневность» в рамках «Исламского прорыва», игровой рассказ «Это» начинающего прозаика С. Кукушкиной, «производственный рассказ» в стилистике 60-х Д. Липатова, часть повести «Ангелы над Израилем» уже сложившегося прозаика А. Фуфлыгина о пространстве детства. Детская литература также разнопланова по своему посылу – с одной стороны серьезная попытка С. Тремасовой совместить этнические элементы в рамках повествования для детей (народные традиции, деревенское мировосприятие, притчевость), с другой – игровая проза Ж. Николаевой. Чего стоят одни только названия – цикл «Зверские сказки» или рассказы «Никогда не надевайте галстук с рогатыми собачками», «К чему приводит глотание табуреток», построенные на логике абсурда, алогичности, игре слов.
В последнее время молодые авторы перестали жаловаться на свою судьбу. Все полубессознательные попытки идеализации советской модели, когда писатель представляется сытым, довольным, сидящим на своей даче в Переделкино и ничего не делающим, порождают какие-то болезненные фантазии у молодого поколения, стремящегося к этому шаржированному идеалу. И происходит своеобразное замещение, когда творчество подменяется деятельностью, направленной на собственную выгоду. Подобное отношение к писательскому труду говорит прежде всего о провинциальности воспринимающего, где бы он, замечтавшись, не находился – в Подмосковье или в Нижнем Тагиле. Под провинциальностью понимается свойство сознания, ментальная категория, а не географическое явление.
Множественность точек зрения на мир говорит не только о том, что все мы индивидуальны и мировосприятие каждого из нас уникально. Не только об этом. Скорее о другом. О том, что на сегодняшний день существует широкий круг авторов, которым есть чем поделиться, о чем рассказать. Нужно только перестать лениться. И начать читать.
ССЫЛКИ:
[1] А. Бабченко Писатель не маргинал, даже если не пишет детективы // Новая газета. 23.11.2006.
15.04.11. ФИНАЛИСТЫ конкурса-акции "РУССКИЙ ХАРАКТЕР: НОВЫЙ ВЗГЛЯД" (публицистика) - в рамках Илья-премии:: 1. Кристина Андрианова (Уфа, Башкирия). По дороге к надежде, записки. 2. Вардан Барсегян (Новошахтинск, Ростовская область). Русский дух, эссе. 3. Оксана Барышева (Алматы, Казахстан). Верность родному слову, эссе. 4. Сергей Баталов (Ярославль). Воспитание характера, статья. Уроки рыбьего языка, или Дао Иванушки-дурачка, эссе. 5. Александр Дудкин (Маза, Вологодская область). Болезнь роста. Лишь бы не было войны. Бессмысленная беспощадность. Коллективизм индивидуалистов, заметки. 6. Константин Иванов (Новосибирск). Конец русского характера, статья. 7. Екатерина Канайкина (Саранск, Мордовия). Русский характер, эссе. 8. Роман Мамонтов (Пермь). Медный разрез, эссе. 9. Владимир Монахов (Братск, Иркутская область). Доморощенная сказка про: русское "можно" и европейское "нельзя", эссе. 10. Евгений Писарев (Тамбов). Зал ожидания, заметки. 11. Дмитрий Чернышков (Бийск, Алтайский край). Спаситель №25, эссе. 12. Галина Щекина (Вологда). Размышления о русском характере, рассказы. Конкурс проводится Фондом памяти Ильи Тюрина, журналом "Журналист" и порталом для молодых журналистов YOJO.ru. Окончательные итоги конкурса будут подведены в Москве 14-15 мая 2011 года – в рамках литературных чтений "ИЛЬЯ-ПРЕМИЯ: ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ".
ПРОЕКТЫ ЛИТО.РУ
ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Современная литература в Интернете
РУССКИЙ ЭПИГРАФ
Литературный конкурс "БЕКАР"
Имена Любви
Сатирикон-бис
Дорога 21
Книгоиздание
Шоковая терапия
Кипарисовый ларец
Кирилл Ковальджи
Памяти А.И.Кобенкова
Дом Ильи