Илья-премия


2009

НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ

  • 11.04.07. ЭССЕ
  • Мария Чепурина (Екатеринбург). Захар Прилепин. Санькя

    Писательница, журналистка, автор двух книг. Заведующая отделом прозы в литературно-публицистическом Интернет-журнале "Точка Зрения: современная литература".


    Писать рецензии на скверные вещи намного легче, чем на хорошие. Там обличил недостаток, здесь высмеял ляп, тут раскритиковал построение – и всё, готово. Что сказать о качественной книге? Рассыпаться в похвалах на все пять (десять, двадцать) тысяч знаков? Вроде бы не годится, несерьёзно, как-то не так выглядит. Да и сарказмом, остроумием не блеснёшь ведь на хорошем материале! Так что рецензировать «Санькю» - дело нелёгкое. Но я всё-таки попытаюсь.

    Книга вышла в издательстве «Ад Маргинем», и это её уже характеризует. Главный герой – член молодёжной экстремисткой организации. Это так же характеризует её, ещё в большей степени. Интернет полон разговоров о том, что Прилепин запустил политику в литературу, что выступил как проводник национал-большевизма, что рискует сильно и теперь наверняка станет одним из символов протестного движения. Между тем, на мой взгляд, политического в книге меньше, чем художественного.

    В начале первым делом понимаешь, что держишь в руках – верите или нет – вещь, написанную в русле той самой великой и классической русской литературы, которую положено хвалить, но не читать, при всяком случае высказывая сожаления о её недавней смерти. Прилепин замечательно владеет словом. Его стиль – без вычурности, без излишеств, ясный, гладкий, чуть-чуть архаичный и с массой находок, очень точных и оригинальных выражений. То там, то сям выскакивающее слово в стиле XIX века не выглядит, как у многих авторов, жеманно: нет, всё на своих местах. В целом роман похож на фильм: в конце каждого из абзацев режиссёр кричит «Стоп, снято!». Фильм очень подробный, со множеством крупных планов, демонстрируемый в замедленном темпе: фигуры на экране движутся размеренно, не смешиваясь в кучу, не мелькая и не запудривая мозги зрителя спецэффектами – между тем, перед нами сцена битвы. «Саша ещё стоял возле строя, не найдя своего места, но молодая его пасть уже была разинута в крике – краем зрения он видел испуганно взмывших с асфальта голубей, нервно дёрнувшегося офицера, стоящих у ограды «срочников», сразу начавших перехватывать дубинки вялыми руками. – Саша кричал вместе со всеми, и глаза его наливались той необходимой для крика пустотой, что во все века предшествует атаке».

    Своей исключительно политической тематикой и сочным слогом «Санькя» вызвал в моей памяти «Жизнь Клима Самгина». Здесь тоже есть обольстительно-асоциальные девушки, нерешительно-либеральные интеллигенты, машинообразно-исполнительные экстремисты и много-много разговоров о судьбах России. Актуальных. Умных. Составляющих, как и у любимого мной Горького, основное содержание книги, не имеющей ни общей завязки, ни развязки, ни интриги, но читающейся быстро, с большим удовольствием. Наверно, прежде всего благодаря яркости стиля и очаровательности образов: «Что за одиночество, если всё прожитое – в тебе и с тобой, словно ты мороженщик, который всё распродал, но ходит со своим лотком, и, ложась спать, кладёт его рядом, холодный».

    В отличие от подавляющего большинства книг о протесте и несовершенстве либеральных ценностей, рассчитанных лишь на «свой» - молодёжный и заранее разгневанный – контингент, книга З. Прилепина адресована гораздо более широкой группе читателей. Сживаясь с Санькой, членом революционной партии, читатель-либерал или читатель-консерватор и, уж конечно же, читатель-не-определившийся неожиданно оказывается в ситуации, где он сочувствует идейному противнику, по крайней мере, человеку, увидав которого на улице, в деле, в момент сожжения Макдональдса, вызвал бы милицию. Ему – бунтовщику – и вместе с тем его брошенной ради революционной борьбы матери. И либералу Безлётову, верному, дружелюбному, со своей правдой. Автор далёк от того, чтоб ограничиваться описаниями достоинств «левых» и никчёмности «правых». Будь так, наверное, сочувствовать главному герою оказалось бы проблематично. Но, нет, то тут, то там проскальзывают фразы, не то, чтоб близкие к унизительному психоанализу, но как бы раздевающие и идеологию героя, и её основы: «Саша делал своё дело, отгоняя иные чувства, помимо желания разбить и сломать как можно больше»; «На самом деле это никогда и не было политикой»; «Мы – безотцовщина в поисках того, кому мы нужны как сыновья». Теперь оппонент с торжествующим видом не сможет уже уличить Саньку в том, что его политика – не политика, а все устремления товарищей – на самом деле из-за семейных проблем. И правильно – какие-либо убеждения не умаляет то, что они происходят из проблем, так как и не принижает воду то, что она – всего лишь кислород плюс водород. За то взгляд на героя без превознесения делает его живей в глазах читателя.

    На фоне массы книг под маркой «контркультура», «неформат», «альтернатива» и тому подобное, которые, как правило, являют собой смесь чернухи и порнухи, где умный читатель должен разглядеть очередное обличение жупела «потребительского общества», роман «Санькя» представляет собою отличное и исключительное свидетельство того, что Революция с Литературой – совместимы.


    Произведение вошло в лонглист конкурса. Номинатор - Русский Эпиграф
    © Мария Чепурина. Захар Прилепин. Санькя

15.04.11. ФИНАЛИСТЫ конкурса-акции "РУССКИЙ ХАРАКТЕР: НОВЫЙ ВЗГЛЯД" (публицистика) - в рамках Илья-премии:: 1. Кристина Андрианова (Уфа, Башкирия). По дороге к надежде, записки. 2. Вардан Барсегян (Новошахтинск, Ростовская область). Русский дух, эссе. 3. Оксана Барышева (Алматы, Казахстан). Верность родному слову, эссе. 4. Сергей Баталов (Ярославль). Воспитание характера, статья. Уроки рыбьего языка, или Дао Иванушки-дурачка, эссе. 5. Александр Дудкин (Маза, Вологодская область). Болезнь роста. Лишь бы не было войны. Бессмысленная беспощадность. Коллективизм индивидуалистов, заметки. 6. Константин Иванов (Новосибирск). Конец русского характера, статья. 7. Екатерина Канайкина (Саранск, Мордовия). Русский характер, эссе. 8. Роман Мамонтов (Пермь). Медный разрез, эссе. 9. Владимир Монахов (Братск, Иркутская область). Доморощенная сказка про: русское "можно" и европейское "нельзя", эссе. 10. Евгений Писарев (Тамбов). Зал ожидания, заметки. 11. Дмитрий Чернышков (Бийск, Алтайский край). Спаситель №25, эссе. 12. Галина Щекина (Вологда). Размышления о русском характере, рассказы. Конкурс проводится Фондом памяти Ильи Тюрина, журналом "Журналист" и порталом для молодых журналистов YOJO.ru. Окончательные итоги конкурса будут подведены в Москве 14-15 мая 2011 года – в рамках литературных чтений "ИЛЬЯ-ПРЕМИЯ: ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ".


ПРОЕКТЫ ЛИТО.РУ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Современная литература в Интернете
РУССКИЙ ЭПИГРАФ
Литературный конкурс "БЕКАР"
Имена Любви
Сатирикон-бис
Дорога 21
Книгоиздание
Шоковая терапия

Кипарисовый ларец
Кирилл Ковальджи
Памяти А.И.Кобенкова
Дом Ильи

Происшествие
Каникулы
Каренина

Наш выпуск
Студия WEB-техника
Цветной бульвар

ССЫЛКИ

Ссылки





 

© Фонд памяти Ильи Тюрина, 2007. © Разработка: Алексей Караковский & студия "WEB-техника".